Лечебная физическая культура представляет собой совокупность методов профилактики, лечения и врачебной реабилитации, организованных на применении физических упражнений, методически разработанных и сознательно подобранных. Прежде чем их рекомендовать специалист обязательно учтет характер и особенности болезни, стадию и степень процесса заболевания в органах и системах.
В основании лечебного влияния ЛФК в ортопедии находятся жестко дозированные нагрузки по отношению к ослабленным и больным людям. Есть два вида тренировок:
- специальные упражнения – они сосредоточенны на том, чтобы ликвидировать нарушенные функции конкретных органов и систем;
- общая тренировка, она предназначена для оздоровления и укрепления всего организма.
При неоднократном повторении физических упражнений улучшаются существующие, возрождаются потерянные и формируются новые (такие как компенсаторные) физические качества и двигательные навыки, совершаются позитивные трансформации функции систем и органов. Это все оказывает содействие в восстановлении здоровья, подъему физической работоспособности и другим положительным подвижкам в состоянии организма. Физическая нагрузка при выполнении лечебной физкультуры должна соответствовать потенциалу больного.
Методические формы и основы лечебной физической культуры
Результативность ЛФК зависит также от порядка физических упражнений во всем курсе лечения и при разовом занятии, от точного подбора различных средств ЛФК. В его основу заложены назидательные позиции физической тренировки, такие как:
- систематичность;
- повторяемость;
- продолжительность воздействия, для того, чтобы укрепить двигательные навыки;
- всесторонность влияния на различные группы мышц с помощью упражнений;
- постепенность увеличения физической нагрузки, для того, чтобы не было физического перенапряжения;
- доступность физических упражнений с учетом особенностей конкретного больного.
Предпочтение определенным видам ЛФК целиком зависит от состояния больного, прописанного ему режима двигательной активности и условий больничного учреждения. В кабинете ЛФК главным образом применяют гигиеническую утреннюю, лечебную гимнастику, ходьбу строго дозированную, физические упражнения на тренажерах, плавание и гимнастику в воде, механотерапию, трудотерапию. Спортивные игры и остальные виды ЛФК практикуются в реабилитационных центрах и санаториях больными, у которых тренирующий распорядок.
Лечебная гимнастика состоит из трех главных видов физических упражнений:
- спортивно-прикладные упражнения, такие как бег, лыжи, ходьба;
- различные игры, в том числе и спортивные;
- гимнастические упражнения.
Основанием процедур гигиенической утренней и лечебной гимнастики выступают гимнастические упражнения.
Для определения дозировки физических нагрузок необходимо провести функциональные пробы, они помогу установить оптимальный уровень физической нагрузки.При выполнении лечебной гимнастики специалист следит за состоянием пациента по частоте сердечных сокращений, дыхания, общего самочувствия, величине артериального давления.
Лечебная физическая культура у детей
В основе ЛФК у детей лежат определенные особенности, которые связанны с анатомическим строением организма, с отличительными чертами течения болезни в детском возрасте. Их растущий организм требует постоянного движения, это является залогом нормального развития молодого организма. Если заболевание протекает долго и вяло, то развиваются не только свойственные для определенной болезни патологические признаки, но и появляются отклонения в развитии и росте. В связи с этим лечебная физическая культура у детей имеет основную задачу – предупреждение отставания в развитии путем компенсации недостатка движений и использования специально выбранных упражнений для корригирующих и лечебных воздействий при конкретных заболеваниях.
Формы ЛФК у детей имеют отличие лишь в том, что широко применяются имитационные движения игры. Различные элементы ЛФК используют для проведения с маленькими детьми занятий по их физическому воспитанию в детских лагерях, поликлиниках и в особых группах в школах.
Методика ЛФК у детей имеет специфические особенности, такие как:
- необходимость проведения занятий с обязательным учетом возраста, развития моторики, психики;
- проведение занятий с применением средств специального и общего воздействия для оздоровления детей;
- упражнения должны соответствовать задачам, которые призваны лечить при правильной общей нагрузке.
Занятия обязаны порождать интерес у ребенка, вызывать положительные эмоции. Существуют разные методики ЛФК для различных детских возрастов и заболеваний.
Методика лечебной физической культуры обязана соответствовать возрастным физическим характеристикам. Малышам раннего возраста можно делать физические рефлекторные упражнения, когда тренируется определенные мышцы, с помощью безотносительных двигательных рефлексов. Приблизительно в возрасте 1.5-2 месяца после того, как произойдет исчезновение гипертонуса сгибательной мускулатуры, надо подключать пассивные, инертные упражнения. Как только начнут увеличиваться произвольные движения надо уделить внимание вырабатыванию двигательных активных навыков. Верное физическое развитие и коррекцию появляющихся нарушений осанки обеспечит применение совокупности различных видов массажа и упражнений, которые осуществляются в исходных оптимальных положениях.
ЛФК, несомненно, является эффективным средством патогенетической и общестимулирующей терапии при большом количестве детских заболеваний. Для того, чтобы нормализовать и улучшить обменные процессы, при комплексной терапии таких заболеваний как гипотрофия, рахит, отставание в развитии, для предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата необходимо использовать ЛФК. Например, в первоначальных этапах развития рахита широко применяются элементы массажа, отдельные гимнастические упражнения, в основном в лежачем положении.
На стадии выздоровления больше внимание уделяют активным упражнениям для того, чтобы развивать уже существующие двигательные навыки у ребенка и предотвратить осложнения. Противопоказаниями для ЛФК являются повышенная температура, тяжелое состояние, новообразования. Во всех случаях назначение упражнений определяет специалист.
Лечебная физическая культура с элементами общей физической подготовки.
Для повышения интереса у детей к занятиям ЛФК и улучшения эффективности лечебного процесса, мы предлагаем методику занятий, которая сочетает в себе лечебную физкультуру и элементы общей физической подготовки.
Занятие состоит из трех частей:
- первая часть, подготовительная — разминка и специальные упражнения в соответствии с поставленным диагнозом;
- вторая часть, основная – общая физическая подготовка;
- третья часть, заключительная – выполнение упражнений для развития гибкости и восстановления дыхания после тренировки.
Регулярные занятия для детей позволяют развить силу и выносливость, а также помогают стать дисциплинированными. А сочетание ЛФК и ОФП позволяет повысить уровень здоровья ребенка и научить его технике выполнения упражнений.
Наши специалисты
Алиев Ильяс Саявушевич, инструктор ЛФК
Информация о специалисте
Образование:
Московская государственная академия физической культуры, кафедра «спортивной медицины и адаптивной физической культуры», специализация «физическая реабилитация».
Спортивные достижения:
- 3-й взрослый разряд по греко-римской борьбе,
- призер первенства Москвы,
- победитель первенства Московской области,
- член сборной Москвы по борьбе на поясах от Спортивной школы олимпийского резерва № 95 (2017-2019 гг)
Стаж работы в детских медицинских учреждениях — с сентября 2020 года.
Ушаков Максим Александрович, инструктор ЛФК
Информация о специалисте
Образование:
- Московская государственная академия физической культуры, кафедра «спортивной медицины и адаптивной физической культуры», специализация «физическая реабилитация».
-
Институт массажа и косметологии, специализация «медицинский массаж» .
- Институт «Kinesio RUSSIA», специализация «кинезиотейпирование».
Спортивные достижения:
- Призёр международных соревнований по футболу.
- 3-й взрослый разряд по футболу.
Опыт работы:
-
Центр лечения и реабилитации больных детским церебральным параличом 2022 год.
-
Тренер по футболу с детьми дошкольного возраста 2021 год.
Стаж работы в детских медицинских учреждениях — с 2022 года