8 (499) 796 64 20, 8 (495) 722 56 29
Ортопедия

Лечебная физическая культура представляет собой совокупность методов профилактики, лечения и врачебной реабилитации, организованных на применении физических упражнений, методически разработанных и сознательно подобранных. Прежде чем их рекомендовать специалист обязательно учтет характер и особенности болезни, стадию и степень процесса заболевания в органах и системах.

В основании лечебного влияния ЛФК в ортопедии находятся жестко дозированные нагрузки по отношению к ослабленным и больным людям. Есть два вида тренировок:

  • специальные упражнения – они сосредоточенны на том, чтобы ликвидировать нарушенные функции конкретных органов и систем;
  • общая тренировка, она предназначена для оздоровления и укрепления всего организма.

При неоднократном повторении физических упражнений улучшаются существующие, возрождаются потерянные и формируются новые (такие как компенсаторные) физические качества и двигательные навыки, совершаются позитивные трансформации функции систем и органов. Это все оказывает содействие в восстановлении здоровья, подъему физической работоспособности и другим положительным подвижкам в состоянии организма. Физическая нагрузка при выполнении лечебной физкультуры должна соответствовать потенциалу больного.

Методические формы и основы лечебной физической культуры

Результативность ЛФК зависит также от порядка физических упражнений во всем курсе лечения и при разовом занятии, от точного подбора различных средств ЛФК. В его основу заложены назидательные позиции физической тренировки, такие как:

  • систематичность;
  • повторяемость;
  • продолжительность воздействия, для того, чтобы укрепить двигательные навыки;
  • всесторонность влияния на различные группы мышц с помощью упражнений;
  • постепенность увеличения физической нагрузки, для того, чтобы не было физического перенапряжения;
  • доступность физических упражнений с учетом особенностей конкретного больного.

Предпочтение определенным видам ЛФК целиком зависит от состояния больного, прописанного ему режима двигательной активности и условий больничного учреждения. В кабинете ЛФК главным образом применяют гигиеническую утреннюю, лечебную гимнастику, ходьбу строго дозированную, физические упражнения на тренажерах, плавание и гимнастику в воде, механотерапию, трудотерапию. Спортивные игры и остальные виды ЛФК практикуются в реабилитационных центрах и санаториях больными, у которых тренирующий распорядок.

Лечебная гимнастика состоит из трех главных видов физических упражнений:

  1. спортивно-прикладные упражнения, такие как бег, лыжи, ходьба;
  2. различные игры, в том числе и спортивные;
  3. гимнастические упражнения.

Спортивные игры и спортивно-прикладные упражнения могут вводиться в лечебную гимнастику в виде элементов или же выступать самостоятельной форме.

Костяком процедур гигиенической утренней и лечебной гимнастики выступают гимнастические упражнения.Пробуждает положительные чувства, увеличивает интерес больных к занятиям – проведение упражнений под музыку. В зависимости от различного музыкального сопровождения можно нервную систему привести в спокойное состояние, а можно увеличить тонизирующее воздействие упражнений.

Для того, чтобы выявить дозу физических нагрузок в различных формах ЛФК необходимо установить тяжесть протекания болезни, каково состояние больного, пол и возраст. Прежде чем назначить ЛФК надо пройти функциональные пробы с физической нагрузкой (велоэргометрию, приседание), различные тесты, в том числе ортостатистические. Они помогут установить ее оптимальный уровень. При выполнении лечебно-физической культуры специалист проверяет соответствие состояния больного физической нагрузке по частоте сердечных сокращений, дыхания, общего самочувствия, величине артериального давления. При наличии у больного заболеваний сосудов и сердца делается ЭКГ.

Лечебная физическая культура у детей

В основе ЛФК у детей лежат определенные особенности, которые связанны с анатомическим строением организма, с отличительными чертами течения болезни в детском возрасте. Их растущий организм требует постоянного движения, это является залогом нормального развития молодого организма. Если заболевание протекает долго и вяло, то развиваются не только свойственные для определенной болезни патологические признаки, но и появляются отклонения в развитии и росте. В связи с этим лечебная физическая культура у детей имеет основную задачу – предупреждение отставания в развитии путем компенсации недостатка движений и использования специально выбранных упражнений для корригирующих и лечебных воздействий при конкретных заболеваниях.

Формы ЛФК у детей имеют отличие лишь в том, что широко применяются имитационные движения игры. Различные элементы ЛФК используют для проведения с маленькими детьми занятий по их физическому воспитанию в детских лагерях, поликлиниках и в особых группах в школах.

Методика ЛФК у детей имеет специфические особенности, такие как:

  • необходимость проведения занятий с обязательным учетом возраста, развития моторики, психики;
  • проведение занятий с применением средств специального и общего воздействия для оздоровления детей;
  • упражнения должны соответствовать задачам, которые призваны лечить при правильной общей нагрузке.

Занятия обязаны порождать интерес у ребенка, вызывать положительные эмоции. Существуют разные методики ЛФК для различных детских возрастов и заболеваний.

Методика лечебной физической культуры обязана соответствовать возрастным физическим характеристикам. Малышам раннего возраста можно делать физические рефлекторные упражнения, когда тренируется определенные мышцы, с помощью безотносительных двигательных рефлексов. Приблизительно в возрасте 1.5-2 месяца после того, как произойдет исчезновение гипертонуса сгибательной мускулатуры, надо подключать пассивные, инертные упражнения. Как только начнут увеличиваться произвольные движения надо уделить внимание вырабатыванию двигательных активных навыков. Верное физическое развитие и коррекцию появляющихся нарушений осанки обеспечит применение совокупности различных видов массажа и упражнений, которые осуществляются в исходных оптимальных положениях.

ЛФК, несомненно, является эффективным средством патогенетической и обще стимулирующей терапии при большом количестве детских заболеваний. Для того, чтобы нормализовать и улучшить обменные процессы, при комплексной терапии таких заболеваний как гипотрофия, рахит, отставание в развитии, для предупреждения деформации опорно-двигательного аппарата необходимо использовать ЛФК. Например, в первоначальных этапах развития рахита широко применяются элементы пассивного массажа, отдельные гимнастические упражнения, в основном в лежачем положении.

На стадии выздоровления больше внимание уделяют активным упражнениям для того, чтобы развивать уже существующие двигательные навыки у ребенка и предотвратить осложнения. Противопоказаниями для ЛФК являются повышенная температура, тяжелое состояние, новообразования. Во всех случаях назначение упражнений определяет специалист.

Лечебна физическая культура с элементами армейского рукопашного боя.

Для повышения интереса у детей к занятиям ЛФК и улучшения эффективности лечебного процесса, мы предлагаем методику занятий, которая сочетает в себе лечебную физкультуру и элементы армейского рукопашного боя.
Занятие состоит из трех частей:

  1. первая часть, подготовительная — разминка и специальные упражнения в соответствии с поставленным диагнозом;
  2. вторая часть, основная – обучение технике армейского рукопашного боя;
  3. третья часть, заключительная – выполнение упражнений для развития гибкости и упражнений игрового характера.

Регулярные занятия делают детей более выносливыми, собранными и сильными. А сочетание ЛФК и армейского рукопашного боя позволяет повысить и уровень здоровья ребенка, и научить ребенка самообороне, адекватной оценке агрессии исходящей от других, выработке уверенности в себе и спокойствии.

Наши специалисты

Please specify image url

Чкадуа Ираклий, Методист по ЛФК и массажист

Информация о специалисте
Реабилитолог
Please specify image url

Карпунин Никита, Методист по ЛФК - тренер

Информация
Реабилитолог


Цены на услуги инструктора ЛФК