Не закрывайте глаза на эти маленькие, как вам кажется, проблемы. Возможно это протест личности. Возможно это невроз?
Неврозы — это функциональные заболевания высшей нервной системы как взрослых, так и детей, возникают в следствии перенапряжения нервных процессов и изменения их подвижности. Каждый ребенок — личность с индивидуально сформированной, тонкой психикой. Живя и адаптируясь в социуме, сталкивается с различными ситуациями и не всегда может правильно решить их.
Причины возникновения неврозов у детей:
- особенности воспитания детей в семье;
- недостаток родительской любви и внимания;
- материальные затруднения семьи и, как не странно, избыточная доступность всех благ, баловство, вседозволенность, отсутствие адекватной критики в старшем возрасте, прав и обязанностей;
- психические факторы, стрессовые ситуации. Внешние и внутренние конфликты, длительные перенапряжения эмоциональной и интеллектуальной сферы;
- компьютерные игры;
- социальные факторы;
- экологические факторы;
- физические перегрузки и многое другое.
Неврологи выделяют несколько разновидностей неврозов:
Невростения (астенический невроз). Это самая распространенная форма заболевания. Проявляется повышенной психической, физической утомляемостью, рассеянностью, снижением обучаемости и работоспособности. Ребенок становится раздражительным, начинает отговаривать, обижаться без повода и плакать, нарушается сон. В большинстве случаев невростения дает благоприятный исход, особенно, когда удается разрешить ситуацию, вызывавшую эмоциональное напряжение.
Психостения или невроз навязчивых состояний. Проявляется в навязчивых мыслях, идеях, навязчивых страхах и фобиях. Ребенок боится пространства, положения, транспорта, зациклен на одних и тех же мыслях, изо дня в день повторяет одно и то же. По началу, это может вызывать улыбку у окружающих, умиление, но на самом деле, это звоночек для родителей. Этот тип невроза может затянуться, в отличие от других типов, особенно у мнительных, тревожных детей.
Третий тип истерия или истерический невроз. Ребенок очень возбудим, агрессивен, наблюдаются перепады настроения, неустойчивость психики. Часто проявляются двигательные расстройства, такие как тики, тремор, гиперкинезы, расстройства чувствительности.
Одной из разновидностей неврозов является логоневроз или заикание. Возникает он, как правило, в дошкольном возрасте у детей с наследственной предрасположенностью. Ребенок начинает запинаться на первом слоге, повторять звуки и слоги в словах. Темп речи ускоренный. Провоцирующим фактором может послужить испуг, стресс, смена обстановки, начало посещения детского сада, не благоприятная эмоциональная обстановка в семье, излишняя опека и повышенные требования к ребенку. В процессе лечения помимо медикаментозных средств важно приучать говорить ребенка медленно, с помощью логопедических занятий поставить ребенку длительный правильный выдох. Лекарственные препараты назначаются после обследования в комплексе с остальными методами лечения и реабилитации.
У детей иногда сложно распознать заболевание, так как клиническая симптоматика стерта или часто меняется, преобладают двигательные нарушения .
Лечением этих заболеваний занимается детский врач-невролог. Он определяет план лечения, назначает дополнительные исследования для уточнения диагноза, медикаментозную терапию, дает рекомендации. Но все эти формы заболевания объединяет одна терапия, о которой не следует забывать — лечебная физкультура. И уж точно,она воздействует гораздо эффективнее уговоров и нареканий, криков или потаканий со стороны родителей.
Задачи ЛФК
- Общее укрепление организма.
- Организация активного отдыха, как отвлечение от болезненного состояния.
- Развитие правильной оценки собственных сил и возможностей.
- Воспитание действий в коллективе.
- Улучшение работоспособности.
- Воспитание навыка преодоление трудностей на основе укрепления воли к победе.
Для решения поставленных задач применяются различные упражнения:
- общеразвивающие;
- корригирующие — в движениях;
- упражнения на выносливость;
- танцевальные комбинации для овладения ребенком точности движений, выразительностью;
- различные методики детского фитнеса.
Общая направленность занятий соответствует поставленной цели — научить ребенка управлять своей эмоциональной сферой и нормализовать поведение.
В занятиях соблюдаются специальные методические приемы: постепенный переход к самостоятельным действиям. В начале, на примере инструктора, затем при взаимопомощи и наконец, самостоятельно.
Руководствуясь возрастными особенностями ребенка и необходимостью воспитывать какие либо знания и умения (прыгать, ловить мячи, группироваться и др), занятия проводятся инструктором в игровом методе, в рассказе и показе, с самостоятельными играми и со специальными игровыми заданиями. Занятия сопровождаются интересными комментариями, стихами, музыкальным сопровождением. Постепенно переходя от простых игр к более сложным, с соблюдением правил и адаптации к возрастным требованиям.
Так же в течение занятий или после эмоциональных упражнений, для поддержания ровного настроения применяются приемы отвлечения, разгрузки и расслабления. Ребенок уходит с занятия сохраняя позитивный настрой.
Специалист по физической реабилитации Ортопедического центра « Бэби кинг » Щукина Д. А.