Сутулая спина у ребёнка

Сутулось

По последним данным НИИ детской ортопедии и травматологии имени Турнера, нарушения осанки выявлено у 60-80% детей дошкольного и школьного возраста. Самое распространенное нарушение это сутулая спина.

Содержание Нарушения осанки Сутулость — это Причины нарушения осанки Сутулость — проявление начинающегося сколиоза Как отличить сутулость от сколиоза? Комплексный подход и индивидуальное отношение к каждому ребенку Индивидуальные занятия с инструктором

Сейчас, во многих детских учреждениях, садах и школах не уделяют большого внимания профилактике нарушений осанки. Воспитатели и учителя не вспоминают правила ортопедического режима, не рассказывают детям и родителям как это важно.

Осанка формируется в процессе роста ребенка с самого маленького возраста, изменяясь в зависимости от условий быта, учебы, физической нагрузки.

А ведь умение и неумение правильно держать свое тело в пространстве влияет не только на внешний вид ребенка и взрослого, но и на состояние внутренних органов  и на здоровье в целом.

Если вы все чаще замечаете какие-либо изменения в осанке вашего чада или его походке, если при ходьбе ребенок часто смотрит себе под ноги или вы просто не хотите допускать нарушений его здоровья. Дочитайте эту статью до конца!

Сутулость — это совсем не банальное нарушение, как кажется на первый взгляд, а состояние, которое может привести к серьезным последствиям.

Существуют несколько причин нарушений осанки. В их число входит не только лень и упрямство или отсутствие навыка держать спину ровно, но и слабость мышечно-связочного аппарата, которая возникает при наличии некоторых факторов:
Сутулость спины, коррекция

  • Гипермобильность суставов, т.е. увеличение подвижности в них, за счет слабости окружающих тканей — мышц и связок. Гипермобильность наблюдается у детей младшего и среднего возраста, позднее из-за изменений биохимических процессов в организме снижается и во взрослом возрасте наблюдается не часто.
  • Гиподинамия – ограничение двигательной активности. Казалось бы, ребенок активный, много двигается, болеет как все дети, играет  и даже занимается спортом, причин для нарушения осанки нет.  Но вспомните, дорогие родители, что детки в возрасте от 4-х лет, большую часть времени в течение дня проводят сидя. За письменным столом в подготовке к школе, за уроками в школе, дома и сейчас, в век полной компьютеризации, многие дети не один час изо дня в день проводят за компьютером.

Неправильно подобранная мебель и неумение ребенка сидеть правильно, а так же плохое зрение тоже могут дать начало нарушениям осанки.

И даже психологический фактор: во время активного роста, особенно у мальчиков в 12-17 лет, мышцы спины не успевают растягиваться за активным ростом позвоночника. В этом возрасте дети часто стесняются высокого роста. Долговязые, худощавые мальчики пытаются быть,  как сверстники, прячут высокий рост — сутулятся.

Тяжело долго находиться  в одном положении, по этому, ребенок, сидя, подстраивает выгодную для себя позу – расслабляет  мышцы – сутулится, садится асимметрично на одну сторону, сильно наклоняется вперед или даже опирается корпусом на согнутую в колене ногу.

При постоянном нахождении тела в положении сутулости мышцы грудной клетки укорачиваются, а мышцы спины растягиваются, возникает стойкая сутулость, которая в дальнейшем приведет к кифозированию позвоночника, к ограничению его подвижности  и, как в народе говорят – к горбатости.  Уменьшается дыхательная емкость легких, нарушается кровообращение диафрагмы и брюшной полости, возможно появление болей в спине, смещение межпозвонковых суставов, появление межпозвонковых грыж и других различных осложнений.

Исправление сутулости, Ортопедический центр
Так же сутулость может быть проявлением начинающегося сколиоза — тяжелейшего деформирующего заболевания позвоночника во фронтальной плоскости.

Посмотрите на своего ребенка с боку, отличительными особенностями начинающейся или уже сформировавшейся сутулости являются следующие факторы:

  • Переднее положение головы, она часто наклонена вперед, ребенок смотрит себе под ноги.
  • Плечи сведены вперед
  • Лопатки отстают от спины, как крылышки
  • Живот ослаблен, выпячен или даже отвисает
  • Выражен грудной кифоз (может захватывать поясничный отдел)
  • Уменьшен поясничный лордоз
  • Грудная клетка и ягодицы уплощены
  • Мышцы туловища ослаблены

Как отличить сутулость от стойкого деформирующего заболевания?

Ребенку нужно подойти к стене, с помощью напряжения мышц принять правильное положение: плечи и голову отвести назад, подтянуть живот,  стены должны касаться 5 точек — пятки, икроножные мышцы, копчик, лопатки, затылок.

Ребенку может быть неудобно и простоит он в этом положении не долго – это говорит о том, что стойкая сутулость еще не успела сформироваться, но уже есть проблемы со слабостью мышц плечевого пояса. Если у ребенка не получается напрячь мышцы для того, что бы развести плечи, мешают лопатки и положение правильной осанки смотрится не эстетично или сопровождается болевыми ощущениями, можно говорить о стойкой сутулости, укорочение мышц в области грудной клетки и о слабости мышц спины. Но точное обследование и диагноз может поставить только врач-ортопед.

Лечебная физическая культура - лечение сутулости


В нашем детском ортопедическом центре мы сочетаем комплексный подход и индивидуальное отношение к каждому ребенку.

Лечение нарушений осанки длительное, ребенку иногда необходимо пройти до 4-х курсов ЛФК и массажа в год. Лечение проходит под  контролем врача – ортопеда.  После его консультации, осмотра, фотометрии, для достижения более быстрого и качественного результата, ребенку назначается комплексное лечение, даются индивидуальные рекомендации.

В лечении нарушений осанки доктор рекомендует ношение корректора осанки по специальной схеме. Корректор осанки одевают во время длительного нахождения в сидячем положении, например, во время выполнения уроков. Он разгружает позвоночник, постепенно приводит его в правильное положение, начиная с 1 часа в день, время ношения увеличивается до нескольких часов. Мышцы некоторое время находятся в правильном положении и запоминают его. Использование корректора осанки является пассивным воздействием на мышечную систему ребенка и не является панацеей!

Для укрепления мышечной системы и закрепления полученного результата от корректора осанки доктор назначает выполнение физических упражнений. Какие бы методы не использовались  в лечении и профилактике нарушений осанки: иглоукалывание, манульная терапия, заговоры или гипнозы, эффективнее сочетания ЛФК и массажа пока ничего не придумали!

Квалифицированные специалисты – инструктора по ЛФК и массажу, проводят индивидуальные занятия с каждым маленьким пациентом. На первом — вводном занятии, для оценки состояния костно-мышечной системы проводится ряд необходимых диагностических мероприятий:

  • определяется статическая и динамическая сила мышц для расчета начальной подготовленности и  индивидуальной нагрузки для ребенка;
  • при помощи миотонометра определяется тонус крупных мышечных групп, что бы дать более точную нагрузку на мышцы находящиеся в различном напряжении.
Индивидуальные занятия с инструктором проводятся в количестве 10 раз. С учетом возрастных и физических  особенностей,  для ребенка разрабатывается  персональный комплекс упражнений. За время занятий он обучается правильному их выполнению. На доступном уровне показывается и рассказывается, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.  На последнем визите инструктор проводит контрольные пробы для определения эффективности занятий лечебной физкультуры.

После окончания курса занятий с инструктором, ребенку выдается индивидуальный комплекс упражнений для домашнего выполнения. Так же для поддержания результата возможно посещение зала ЛФК, в нашем центре,  1 раз в неделю.

Параллельно с занятиями ЛФК проводится курс массажа. Массаж улучшает кровообращение, тонизирует слабые мышечные группы и расслабляет напряженные. Массаж является неотъемлемой частью в реабилитации и профилактике нарушений осанки.

Таким образом, комплексным, но в то же время, индивидуальным подходом в реабилитации детей с нарушениями осанки, мы добиваемся быстрых и устойчивых результатов. Донеся до самого ребенка необходимость и важность правильного отношения к своему телу, мы дарим детям здоровье!