Когда ребенок рождается, он не владеет сложившейся речью. С течением времени, постепенно, малыш учится четко и правильно произносить звуки, связывая слова между собой, строя предложения, последовательно и ясно излагая собственные мысли. Однако, не всегда, к сожалению, речь приобретает ясность и правильность произношения. У некоторых детей речевое развитие носит запоздалый характер либо имеет особенности развития. Именно в таких случаях помогает детский логопед.
Логопедия представляет собой область дефектологии, науку о нарушении речи, методах ее предупреждения, диагностики и преодоления речевых проблем. Она изучает механизмы, принципы, симптомы, структуру и течение нарушений речевой деятельности, а также систему коррекционного воздействия.
Детский логопед — это коррекционный педагог, который занимается устранением нарушений речи. Он может помочь и взрослым людям с речевым нарушением. Логопед кроме того как «ставит» звуки, еще и занимается работой, начиная с развития внимания, слухового и зрительного восприятия (различения и узнавания), мышления, памяти, и заканчивая мелкой и звуковой моторикой. Полноценный образовательный процесс без этого наладить не представляется возможным.
Задача логопеда состоит из расширения и обогащения словарного запаса ребенка, развития связной речи, обучения грамоте и исправления грамматических ошибок. Логопед владеет как коррекционными методиками письменной, устной речи, так и знает основы психопатологии, невропатологии, патологии речи и органов слуха.
Немногие знают, что дефектология имеет свои специальности, как и медицина. В логопедии наличие определенной совокупности диагнозов также предполагает то, что один логопед лучше работает с постановкой звуков, другой с заиканием, а третий с коррекцией школьных проблем. Здесь также стоит упомянуть, что немаловажное значение имеет опыт работы с соответствующей проблемой. А то какую методику будет использовать детский логопед, напрямую влияет, каков будет конечный результат.
Какими заболеваниями занимается детский логопед
- недоразвитость речи либо ее утрата (афазия, алалия)
- речевые расстройства, которые связаны со слуховыми нарушениями
- нарушения темпа и ритма речи (заикание)
- нарушения произношений звуков (дизартрия и дислалия).
Когда нужно обратиться к детскому логопеду
- заикание
- неправильность звукового произношения
- нарушение речевого понимания
- позднее развитие речи
Какие вопросы необходимо задать логопеду
- как проводить логопедический массаж
- как растянуть уздечку (подъязычной связки) безболезненно, мешающую нормальному произношению звуков Р и Л
- как сформировать слоговую структуру слова
- как справиться с проблемой нарушений письма и чтения
- как обучить ребенка письму, чтению, грамоте
- как научить правильно произносить звуки
Таким образом, компетенция детского логопеда состоит из всесторонней оценки состояния речи ребенка. То есть врач выясняет, насколько правильно ребенок для своего возраста произносит речевые звуки, достаточно ли он знает слов (общий объем «словаря»), грамотно ли строит он фразы и умеет ли хорошо общаться посредством речи. Если ребенок уже школьного возраста, то дополнительно к вышеперечисленному, выясняется насколько быстро он читает и грамотно ли пишет. Также необходимо учитывать, насколько развито у него воображение. Оценке подлежат и способности ориентации в пространстве, умение рисовать, конструировать, последовательно и логически мыслить, и излагать собственные мысли.
Важным является и тот фактор, во что и как умеет играть ребенок, насколько разнообразные и богаты его игры. Кроме того, формирование навыков речи во многом зависит от эмоционального развития ребенка, а также его потребности в общении с окружающими людьми. Это все находится в компетенции врача, но и близким работать с этим также необходимо.
При обнаружении каких-либо отклонений в развитии речи ребенка от общепринятой возрастной нормы, детский логопед ставит перед собой задачу понимания причин и механизмов этих отклонений, и решает, как и кто может помочь ребенку, нуждается ли он в коррекционном обучении длительного характера с участием логопеда, лечении и прочих лечебно-восстановительных мерах.
Большинство современных родителей стараются занять максимально своего ребенка музыкой, спортом, иностранными языками и зачастую игнорируют то, что он с определенными трудностями произносит некоторые звуки родной речи. Многие думают, что по мере взросления эта проблема уйдет. Однако, лечение у детского логопеда следует начинать как можно ранее, потому как исправить подобные нарушения с возрастом гораздо сложнее и времени на это потребуется больше.
Наши специалисты
Аксёнова Елена Алексеевна, логопед
Информация
Образование:
2006 ─ Московский педагогический государственный университет, специальность «олигофренопедагогика и логопедия».
Категория:
Первая квалификационная категория.
Профессиональная подготовка:
Окончила курсы логопедического массажа.
Опыт работы :
- 2003 — по настоящее время ─ учитель-логопед, учитель-дефектолог в детском саду компенсирующего вида,
- 2013 — по настоящее время ─ учитель-логопед дошкольного отделения общеобразовательной школы №1738.
Стаж логопедической работы с детьми – 14 лет.
Специализация:
- Консультирование (логопедическая диагностика, рекомендации) детей от 3 лет до 7 лет.
- Индивидуальная коррекционная работа (диагнозы: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи I–III уровень, фонетико-фонематическое недоразвитие; подготовка к школе детей с речевыми нарушениями) с детьми в возрасте 4-7 лет.
Научные работы и публикации:
Автор статей интернет-журнала «Талантливый педагог».